• Вход / Регистрация
    Логин:
    Пароль:

Серии, которые изменили мир: GTA

2011-10-03
Есть проекты, которые меняют индустрию или, по крайней мере, жанр, раз и навсегда. Если уж говорить о GTA... эта серия и в самом деле изменила мир, став неотъемлемой частью массовой культуры. О ней знают даже многие из тех, кто не интересуется играми вовсе. Более того - именно про GTA вспоминают, когда говорят о «пагубном влиянии видеоигр на сознание подрастающего поколения». Да и действительно, ни один проект не провоцировал такого количества судебных исков и не порождал вокруг себя столько скандалов. Джек Томпсон так и вообще умудрился сделать карьеру на делах против Rockstar. Некоторые американские подростки, переиграв в GTA, и в самом деле брались за оружие, но, понятно, дело тут было вовсе не в игре, а в самих подростках. Что же касается непосредственно жанра, то GTA его не изменила - она его создала. Здесь нам впервые дали полноценную песочницу. Город, где можно делать ВСЕ, и заниматься практически чем угодно. Итак, 1997 год - поехали!

Grand Theft Auto


В нашей стране студию DMA Design толком никто и не знал, да и саму игру поначалу почти не заметили. Ну очередная гоночка со странным названием «Автовор»... и что такого? Однако те, кто по тем или иным причинам установил ее на компьютер с какого-нибудь диска вроде «50 лучших гонок», просто не могли оторваться, когда распробовали продукт как следует. Затем про игру прознали их друзья и друзья друзей. Таким образом, вокруг проекта при практически полном отсутствии пиара сформировалось комьюнити, которое с течением времени только разрасталось.



А в игре было чем себя развлечь. Целых 3 города, сюжетная линия и, главное, возможность заниматься кучей совершенно бесполезных, но дико интересных дел. Здесь можно было крошить прохожих из автомата, чтобы затем долго удирать от полиции, меняя машины и взрывая все на своем пути. Количество эндорфина в эти моменты просто зашкаливало. И вырабатывать его не мешали ни вид сверху, ни посредственное управление. Те, кто застал этот момент, отлично помнят, чего стоило полчаса продержаться в бегах при уровне розыска в пять звезд.

В первой части был задан основной вектор. Дальше в серию вводились новые детали, возможности, увеличивались ее размеры, но основные принципы остались прежними: подбежали к машине, съездили водителю по физиономии, заняли его место и - поехали. На дело.

Позднее к игре вышло 2 аддона. GTA: London 1969 и GTA: London 1961, где GTA концепция сочеталась со своеобразным английским юмором Гая Ричи и стилистикой Джеймса Бонда. Кроме необычной атмосферы и правостороннего движения, в дополнении присутствовала масса новых машин (а если учитывать время действия, то, скорее, напротив - старых), оружия и локаций.

GTA 2: Беспредел


За второй частью общественность уже следила внимательнее. Получилось, в общем, именно то, чего от нее и ждали. Это была все та же GTA, но немного красивее, больше и ярче. В игре существенно подтянули графику. Хотя ретро-стилистика и мрачноватая гамма пришлись по вкусу не всем, количество довольных все равно существенно превысило число разочарованных. На машины отныне можно было устанавливать пулеметы, а если вы сели, например, в такси, появлялась возможность зарабатывать деньги на развозе пассажиров. Но основным нововведением, конечно, стали банды. В каждой части города их было три, и отношения их к игроку напрямую зависело от действий последнего. Присутствовал и мультиплеер, который с предыдущей части претерпел существенные изменения. Все это заставило полюбить вторую часть ничуть не меньше первой. Отличные продажи поспособствовали и тому, что DMA Design получили возможность перенести свою новую игру в 3D и внедрить туда кучу новых возможностей. Вот тут-то и случилась революция.

GTA 3


Во второй половине 2002 года, зайдя почти в любой компьютерный клуб, коих на тот момент было множество, можно было увидеть кучу гогочущих школьников. И объединяла большинство из них одна, но пламенная страсть - они играли в GTA. Давили пешеходов, избивали копов бейсбольными битами, усиленно вводили заученные читы и пытались перелететь с острова на остров с помощью танка. Такой бешеной популярности игры, наверное, не ожидали и сами разработчики. В GTA тогда играли практически все, кто увлекался компьютерными играми. И ведь было из-за чего.



Виртуальный Либерти-Сити, напоминающий Большое Яблоко, давал игроку массу возможностей. Сюжетная линия не блистала особой оригинальностью, но с ее помощью можно было открывать новые районы города, разделенные мостами, а там... там можно было развлекаться. Куча дополнительных миссий за работника скорой помощи, пожарного, полицейского и таксиста, различные гонки - все это не давало соскучиться. А если игрок все-таки и начинал позевывать, то мог начать собирать спрятанные по всей карте пакеты. По мере их коллекционирования, возле гаража появлялись новые экземпляры оружия. Сами гаражи тоже стали куда функциональнее. Отныне здесь появилась возможность сохраняться и оставлять на хранение особо понравившиеся автомобили. Вообще помимо машин игрокам позволили разъезжать на катерах, а на последнем острове можно было найти небольшой самолетик «Додо». Правда, к сожалению, из-за обрезанных крыльев попытка подняться на нем в воздух обычно заканчивалась плачевно.

Радио продолжало эволюционировать. На нескольких радиостанциях постоянно кипела жизнь, забавные рекламные ролики пародировали настоящие, ведущие непрерывно шутили, а музыка здорово вписывалась в общий антураж. Да что там говорить, мы слушаем эти «прекрасные 90-е» даже сейчас. Кроме того, DMA Design пригласили для озвучки некоторых известных актеров.

Здесь же впервые появилась хорошая платформа для создания пользовательских модификаций. Автомобили, костюмы, вывески для магазинов и даже кое-какой мультиплеер - традиция создания модов, которые существенно продляли жизнь проекту, пошла именно отсюда.



Отдельным пунктом стоит отметить, конечно же, задания «Rampage». В них нужно было делать именно то, ради чего большинство в эту игру и играли - уничтожать всех в смертельном радиусе. Оружия для этого имелось предостаточно, да и возможностей просто устроить беспредел в городе без всякой на то причины было бесчисленное множество. Кроме того, игрок мог пользоваться услугами представительниц древнейшей профессии, восстанавливая тем самым здоровье. В PC версии пешеходам можно было отстреливать конечности, что сопровождалась фонтанами крови. После всего этого кто только не обвинял GTA в пропаганде жестокости и насилия, расизма и черт знает чего еще. Особенно усердствовал в этом печально известный адвокат Джек Томпсон, не понимая, что этим лишь подогревает интерес к игре. Хотя в нескольких странах GTA действительно запретили, продажи в оставшихся все равно были огромны.

Так, вместе с выходом GTA 3, появился новый жанр компьютерных игр, а DMA Design превратилась во всемирно известную Rockstar North.

GTA: Vice City


Rockstar Games, впечатленная оглушительным успехом третьей части, наконец покупает DMA Design. Отныне каждая новая игра выходит под новым логотипом. Когда львиная доля геймеров ждала анонс четвертой части, на сцене неожиданно появляется Vice City. Еще не полноценная новая часть, но уже и не аддон... Последняя серия франчайза поначалу вызвала недоумение. На самом же деле все обстояло более чем прозрачно. Получив серьезную материальную поддержку, разработчики взялись воплощать в жизни идеи, не вместившиеся в GTA 3. А идей у них было множество. Основной, конечно же, стал сеттинг. Игра встречала нас гавайскими рубашками, неоновыми огнями, раскидистыми пальмами и дорогими автомобилями. На дворе стояли восьмидесятые. Источников вдохновения у разработчиков было предостаточно. Многие сцены и персонажи почти без изменений были перенесены сюда из таких картин, как «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито». Причем стилизовано было буквально все: интерфейс пестрил голубыми и розовыми надписями, Vice City недвусмысленно отсылал в Майами, а костюмы и прически узнавались моментально. Как во все это можно было не влюбиться, непонятно. Игра затягивала настолько глубоко, что даже люди, довольно скептически относящиеся к подобной романтике, не могли от нее оторваться.



Но атмосфера атмосферой, а Vice City было что предложить и помимо нее. Во-первых, конечно же, сюжет. Погони на катерах, прыжки из вертолета, взрывы кокаиновых лабораторий и перестрелки в ночных клубах - все это проносилось перед глазами довольно стремительно, именно так, как и полагается в качественном боевике. Главный герой, только что вышедший их тюрьмы мафиози Томми Версетти, был гораздо харизматичнее своего собрата из третьей части. Да и выглядел он в своей цветастой рубашке куда более стильно. Радио, которое и до этого потихоньку начинало жить собственной жизнью, теперь радовало нас известными композициями восьмидесятых, а ведущие вообще смешили чуть ли не до слез. Ну в какой еще игре тогда можно было под классическую версию Self Control промчаться по сверкающей огнями набережной на мощном суперкаре?



Возможностей в игре стало гораздо больше. Значительно расширились ассортимент оружия (чего стоила одна только бензопила) и выбор средств передвижения. В игре появились мотоциклы, множество видов водной техники и, главное, авиация. Самолеты и вертолеты сильно преобразили геймплей, открыв для игроков небеса. Все, кто безуспешно пытался воспарить на «додо» из третьей части, теперь, наконец, получили желаемое и восторженно рассказывали друзьям о «новой части GTA, где можно угнать вертолет». Помимо всех этих радостей, ко второй половине повествования игрок мог начать скупать недвижимость, которая давала те или иные бонусы, а порой и открывала дополнительные задания. Сбор пакетов и куча побочных миссий, естественно, никуда не делись, так что количество часов, необходимых для стопроцентного прохождения игры, измерялось десятками. Благодаря всему этому Vice City закрепила за серией статус культа еще прочнее.

GTA: San Andreas


Размер - вот что одновременно удивляло, поражало и восхищало в новой части GTA. Если в качественном плане разработчиков сдерживали технологические возможности доживающей свой век PlayStation 2, то в количественном - лишь собственная фантазия. А уж с ней-то у Rockstar North было все в порядке. Вместо одного города игрокам на растерзание достался целый штат. Лос-Сантос, Сан-Фиеро и Лас-Вентурас были довольно подробно списаны с реальных Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Лас-Вегаса соответственно, и узнавались с первого взгляда. Помимо крупных городов имелась возможность путешествовать и по американской глубинке, представленной небольшими провинциальными городками, затерянными среди высоких сосен или в глубоких каньонах. Все это многообразие пейзажей, ландшафтов и достопримечательностей можно было исследовать на любом из двухсот видов транспортных средств, среди которых были велосипеды, квадроциклы, бигфуты, тягачи с прицепом, поезда, пассажирские лайнеры и даже реактивные истребители.



По пути наращивания объема пошли разработчики и в побочных миссиях. Помимо обычных пожарных, полицейских и других социально-полезных заданий, теперь можно было грабить дома и развозить пиццу, а список всевозможных гонок, кроссов, ралли и забегов стал воистину огромен. А уж если прибавить сюда сбор четырех видов спрятанных пакетов и борьбу за территории в Лос-Сантосе, то можно понять, почему этого контента игрокам хватило аж до самого выхода GTA 4. Сам геймплей тоже оброс массой новых возможностей. Кроме того, что главный герой наконец научился плавать, он мог заниматься спортом или чревоугодием (вследствие чего прокачивал мускулатуру или напротив - толстел). Так как к тому времени уже началась мода на тотальную кастомизацию, игроки могли закупать одежду по вкусу, стричься в парикмахерских и тюнинговать в мастерской свои машины - даром что через двадцать минут они обычно уже догорали в какой-нибудь канаве.

Как и раньше, в GTA было интересно просто играть. Но исследовать мир, искать пакеты и пробовать новые средства передвижения было еще интереснее на протяжении сюжета. Афроамериканец Карл Джонсон по прозвищу Си-Джей (как нетрудно догадаться, благодаря своим инициалам), приехал в город, чтобы попытаться разобраться в убийстве собственной матери и причине беспорядков в родном районе. В истории присутствовали и предательство, и продажные копы, и даже отсылка к уличным беспорядком в Лос-Анджелесе 1992 года. Ну и, естественно, все это происходило с типичной для «черных парней из гетто» романтикой рэпа, пушек и массивных украшений на груди. Хотя подобная стилистика пришлась по душе не всем, играть было очень интересно, о чем свидетельствовали огромные даже по меркам GTA продажи.



Также запомнилась игра воистину огромным количеством любительских модификаций. Пираты, распространявшие диски с «GTA: Криминальная Россия» и прочими популярными модификациями, навирались, наверное, на пару лет вперед. С одним из таких модов был связан грандиозный скандал, после которого популярность игры в очередной раз скакнула вверх, но возрастной рейтинг все-таки пришлось повысить. Речь, конечно же, идет о ставшем нарицательным «Hot Coffe». В оригинале Карл мог налаживать отношения с девушками, после чего те приглашали его домой на чашечку «горячего кофе», затем экран гас, и девушки, собственно, с громкими стонами его этим кофе угощали. Как оказалось, и на этот случай у разработчиков была заготовлена мини-игра, заключавшаяся в ублажении пассий главного героя. Из релиза ее вырезали, но куски кода, отвечающие за «горячий кофе», остались. Упомянутый мод возвращал эту функцию назад, что и стало причиной скандала и пополнения длинного списка Интернет-мемов еще одним.

GTA: Liberty City Stories


Город из GTA 3, посредственный персонаж, отсутствие возможности переодеть и прокачать главного героя, устаревшая графика, не блещущий откровениями сюжет - вот что отличало Liberty City Stories. Однако имелось в этой на первой взгляд печальной истории одно «но» - все это было доступно на PSP. Обладать GTA пожелали почти что все владельцы этой миниатюрной консоли, благодаря чему проект стал одной из самых продаваемых игр для PSP. Конечно, потом вышла и версия для PlayStation 2, но даже для этой немолодой приставки выглядела она неким анахронизмом. Что же до самой игры, то она повествовала о событиях, произошедших в Libert City за три года до начала сюжета GTA 3, да и геймплей от него почти не отличался.

GTA 4


С выходом нового поколения консолей стандарты, равно как и возможности разработчиков, существенно изменились. Rockstar North твердо решили задать новую веху в жанре, выжав из движка все возможное на тот момент. Отсюда-то и вытекала главная проблема GTA 4 - производительность. Сразу после релиза игра умудрялась тормозить даже на самых мощных компьютерах. Исправили ситуацию лишь многочисленные патчи, вышедшие в течение последующих месяцев. Но и игра после всего этого стала выглядеть по-другому. Графика радовала глаз, в моделях машин моментально угадывались те или иные производители, а оказавшиеся не том месте и не в то время пешеходы разлетались в стороны в соответствии со всеми законами физики. Впрочем, как и главный герой, вылетающий через стекло при лобовом столкновении.



Кроме производительности ругать игру, пожалуй, было больше и не за что, ибо все остальное в ней просто великолепно. Нико Беллик, безусловно, оказался самым харизматичным и проработанным героем в истории GTA. Одновременно покладистый и решительный, он обладает отличным чувством юмора, благодаря чему регулярно заставляет прикусить язык людей, считающих себя умнее его. На протяжении всей игры раскрываются подробности его темного прошлого, что только добавляет изюминку повествованию. Хотя многие персонажи напоминают ходячие стереотипы, наблюдать за ними в роликах тоже крайне занимательно. Сама же история вновь доносит до нас историю простых парней, пробивающихся «из грязи в князи», так что глубоко вдаваться в ее подробности особого смысла не имеет. Да и главное здесь скорее ее подача, а не содержание.



Либерти-Сити на этот раз стал похож на реальный Нью-Йорк еще больше. И дело здесь вовсе не Статуе Свободы с пластиковым стаканчиком в руке, а именно в социальной составляющей. Город по-настоящему живет своей жизнью: в подворотнях около баков околачиваются бездомные, деловые дамы по дороге на работе беседуют о чем-то по мобильному телефону, копы ловят незадачливых хулиганов, а из магнитолы доносится оживленный спор ведущих о криминогенной обстановке. Кругом ощущается тот самый американский колорит, замешанный на переплетении огромного количества культур и национальностей. И мы находимся в самом его центре, так как по сюжету нас очень часто сталкивают с выходцами из бывшего СССР, которые, к слову, в отличие от своих соотечественников из большинства других игр, не вызывают непреодолимую тягу приложить руку ко лбу. На сегодняшний день можно смело изречь, что Либерти-Сити из GTA 4 является лучшим виртуальным городом из всех, когда-либо появлявшихся в видеоиграх.



Развлечения по сравнению с предыдущими частями претерпели значительные изменения и тоже усиленно работают на атмосферу. Если раньше, захотев поразвлечься, мы брали в руки винтовку и шли расстреливать пешеходов (хотя подобное здесь тоже никто не отменял), то теперь можно сходить с девушкой в боулинг, напиться с другом в баре, посмотреть дома телевизор или банально выйти в Интернет. И самое забавное, что это ничуть не менее интересно. Разводить подружек на «горячий кофе», конечно, весело, но и читать анкеты на местном сайте знакомств, равно как и смотреть мыльную оперу по телевизору бывает настолько забавно, что выезжать на очередное дело уже как-то и не хочется. Вообще Rockstar настолько умело пародирует различные аспекты американской культуры, что улыбка часто не сползает с лица на протяжении целых миссий. Отдельно стоит сказать про мобильный телефон, который... выполняет примерно те же функции, что и в реальной жизни. По нему можно заказать такси, договориться о встрече с друзьями, назначить свидание, найти работу или даже набрать «911». И ведь приедут.



Все это сделало GTA 4 одной из лучших игр современности. Где-то это даже больше чем игра. Это - маленькая жизнь. И, что характерно, повторить ее успех пока что никому не удалось.

Grand Theft Auto: Chinatown Wars HD


Очередное развлечение для PSP, а затем и для iPad, со всеми вытекающими отсюда проблемами прицеливания и вождения на больших скоростях. На первый взгляд все хорошо: и знакомый город, и судьба безвестного азиатского паренька, пробивающегося наверх, и черный юмор, но... играть было банально скучно. Однако так считали владельцы «больших» консолей и PC. На PSP же все это смотрелось довольно бодро по сравнению с проектами, вышедшими на ней в этот период - и этого, в общем-то, оказалось достаточно.

Grand Theft Auto 4: The Lost and Damned & Grand Theft Auto 4: The Ballad of Gay Tony




Хотя GTA 4 было достаточно много, фанатам все равно хотелось еще, а как гласит известная поговорка: спрос рождает предложение. Этим самым предложение и стали два вышедших одновременно аддона. Первый из них - The Ballad of Gay Tony, был рассказом о сидящем на героине владельце клубов с нетрадиционной сексуальной ориентацией и его помощнике Луисе. Свежие шутки здесь граничили с заезженными штампами, а ураганные перестрелки с занудными полетами на вертолете. Кроме того, для фанатов в игру добавили массу различных мини-игр и возможность перепроходить миссии. В целом вышел хороший, но местами скучный и цитирующий оригинал аддон.



Что же до The Lost and Damned, то здесь нас погрузили в байкерские будни, которые на поверку оказались гораздо интереснее, нежели похождения Луиса. Да и колорит прямо-таки выплескивался из прокуренного клуба и поездок на железных конях с двустволкой наперевес. Играть в него, пожалуй, было не менее интересно, чем в оригинал, но, в, тоже время, по-другому. Именно он давал понять, что Rockstar по-прежнему на коне.



Такова она - серия игр, которая, вполне возможно, изменила мир сильнее, чем какая-либо еще. Ей можно восхищаться или обвинять в нарушении социальных норм, любить или презирать, но ни один геймер точно не сможет ее проигнорировать, так как это - уже история.
Источник: http://gameguru.ru

1 2 »
Всего комментариев: 18
Золотой комментарий:
0  
18 DeLUX88   (2011-10-07 08:06)
помню как появилась в игровых салонах ГТА3, был ажиотаж... все играли в ГТА3. Было просто нечто ) ничего подобного никто не видел и не играл ) играли даже дяденьки лет под 40 :) мест не было... все забивали места аж до след. дня..
потом долго не думая, мы с кентом пошли и купили диск с игрой. Придя домой установили начали играть.. но вот беда была когда оказалась что диск с игрой был "пиратским" (не работали сохранения).. потом мы долго ждали когда поступит в магазины нормальный рабочий диск с игрой... все таки я его взял спустя пару недель)
в общем GTA 3 первая игра которую я купил в далеком 2003 году :)

ГТА3 запомнилась мне больше всех из ВСЕХ ИГР
0  
17 NITROMAN   (2011-10-06 14:28)
Для меня больше всего запомнилась ГТА3, так как это почти первая игра была у меня на компе. Весь город наизусть знаю до сих пор.
0  
16 natiuse99   (2011-10-06 12:31)
статья супер))))
0  
15 47fav   (2011-10-04 00:48)
:D первый раз играл гта вайс сити(когда мне было 13 лет) потом СА(обожаю калифорния и атмсфера) потом гта 4(мегасупер)
0  
14 Joufinger   (2011-10-03 21:54)
Я всё таки так и остался верен GTA 3. Хоть эта игра устарела во всех пониманиях, всё таки это первая GTA на объёмном движке, а не с видом сверху, там был и сюжет захватывающий, был мелкий, но всё как сегодня помню, проходил её, много раз бросал, так как иногда было не пройти, однако пройдя, получил такое удовольствие, которого я так и не почувствовал с тех пор во многих нынешних играх.
-1  
12 Jester31101   (2011-10-03 20:04)
Vice City больше всех запомнилась, ибо уймы часов в компьютерном салоне за ней проводил, потом у друга за ней зависали. Помню как ходили в библиотеки только для того, чтобы взять журналы про игры, найти там раздел Читы/Коды, по скорее списать их на листочек и быстрее бежать их проверять :D Но нравится больше всего по духу и атмосфере SA, наверно в душе я нигра :D
0  
11 aaarthurrr   (2011-10-03 19:49)
Полностью соглашусь с предыдущим комментарием)
Я всегда поражался новыми "фишками" в каждой части GTA.
Но не знаю почему, мне больше всего нравится Vice City , может из-за того что я играл в неё в детстве,может потому что это майами, пальмы, девушки, гавайские рубашки)))
ой сейчас на слезу пробьет)))
Короче огромное спасибо за статью, вспомнил немного мгновений своего детства)
0  
13 minigan   (2011-10-03 20:18)
Да почему-то именно Vice City ближе...тоже играл когда малой был)
0  
10 SHEFIELD   (2011-10-03 17:38)
0  
9 Ferty   (2011-10-03 16:43)
томпсона на кол! Срочно)
Всеже мне больше всего по нраву великая са!
0  
5 RomanPearce   (2011-10-03 15:21)
Отличная статья! А что до игры, так в ней (в статье) все прекрасно расписано) +1
1-10 11-14
На сайт GtaMania.ru добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Реклама:
GtaMania.ru - это открытый ресурс, позволяющий публиковать материалы любому пользователю сети интернет. Администрация не несет ответственности за опубликованные пользователями материалы. Любой материал может быть удален по просьбе автора, при предъявлении сканированных копий документов подтверждающих авторские права на конкретный материал.
При копировании материалов, гиперссылка на http://gtamania.ru/ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
| Design by SandWicH | Copyright GtaMania.ru © 2008 - 2016
Rambler's Top100